Неустойчивое внимание

31) Индивидуальные особенности внимания. Причины неустойчивости внимания отдельного человека, группы

Неустойчивое внимание

Индивидуальныеособенности внимания

С точки зрениякогнитивной психологии, внимание — этопервая стадия когнитивной осведомленностипри получении информации от окружающегомира. У каждого человека своя осведомленностьи свое собственное отношение краздражителю. Формирование психическогопроцесса — внимания идет у каждогосвоим путем, а управление и улучшениеэтого процесса зависит от желания ивозможностей самого человека.

Особенностивнимания как свойства личности выявляютсяпри повторных наблюдениях их в различныхусловиях и в разных видах деятельности.Но для выявления этих особенностейнеоднократно, надо быть достаточнонаблюдательным.

Индивидуальныеособенности распределения и переключениявнимания человека могут быть выявленыпутем наблюдения за тем:

Насколько легкоили трудно удается ему одновременноделать два дела и больше.

Умеет ли онраспределять свое внимание.

Какая у негоскорость переключения во время беседыс одного вопроса на другой, с одной темына другую.

Часто ли у негопропуски отдельных действий, необходимыхв работе, и как быстро переходит отодного приема к последующему во времявыполнения сложных операций.

Достаточная ли унего легкость восприятия и запоминаниядополнительных разъяснений, беглыхзамечаний.

Удается ли емузаметить все происходящее на сцене втеатре или на киноэкране, на телеэкранеили его внимание приковывается к одномугерою.

Существуют такназываемые отрицательные стороныпроцесса Внимания или нарушения внимания- отвлекаемость, рассеяность, чрезмернаяподвижность и инертность.

Под нарушениямивнимания понимают патологическиеизменения направленности, избирательностипсихической деятельности, выражающиесяпри состоянии утомления или приорганических поражениях мозга, в суженииобъекта внимания, когда одновременночеловек может воспринимать тольконебольшое число объектов, в неустойчивостивнимания, когда нарушена концентрациявнимания и наблюдается его отвлекаемостьна побочные раздражители.

Причины нарушениямогут быть внешними и внутренними.Внешними причинами можно считатьразличные негативные воздействия(стрессоры, фрустаторы) и негативныеотношения ребенка с окружающими людьми.Действия внутренних причин можнопредставить как влияние нарушеннойчасти психики на здоровую.

К нарушениямвнимания относятся :

– неспособностьсохранять внимание: ребенок не можетвыполнить задание до конца, не собранпри его выполнении;

– снижениеизбирательного внимания, неспособностьсосредоточиться на предмете;

– повышеннаяотвлекаемость: при выполнении заданийдети суетятся, часто переключаются содного занятия на другое;

– снижение вниманияв непривычных ситуациях, когда необходимодействовать самостоятельно.

Виды нарушенийвнимания: отвлекаемость, рассеяность,гиперподвижность, инертность, сужениеобъема внимания, неустойчивость внимания(при нарушении концентрации внимания).

Отвлекаемость

Отвлекаемость(отвлечение внимания) – непроизвольноеперемещение внимания с одного объектана другой. Оно возникает при действиипосторонних раздражителей на человека,занятого в этот момент какой либодеятельностью. Отвлекаемость можетбыть внешней и внутренней.

Внешняяотвлекаемость возникает под влияниемраздражителей, при этом произвольноевнимание становится непроизвольным.Внутренняя отвлекаемость возникаетпод влиянием переживаний, постороннихэмоций, из-за отсутствия интереса игиперответственности.

Внутренняяотвлекаемость объясняется запредельнымторможением, развивающимся под влияниемскучной монотонной работы.

Возможные причиныотвлечения внимания у ребенка:

– неполная нагрузка;

– недостаточнаясформированность волевых качеств;

– привычка бытьневнимательным (привычная невнимательностьсвязана с отсутствием серьезныхинтересов, поверхностным отношением кпредметам и явлениям);

– повышеннаяутомляемость;

– плохое самочувствие;

– наличие психотравмы;

– монотонная,неинтересная деятельность;

– неподходящийтип деятельности;

– наличие интенсивныхпосторонних раздражителей;

Чтобы организоватьвнимание ребенка, надо включить его вдействие, пробудить интеллектуальныйинтерес и результатамдеятельности.

Рассеянность

Рассеянностьвнимания – это неспособность сосредоточитьсяна чем-либо определенном в течениидлительного времени. Термин «рассеянность»обозначает поверхностное, «скользящее»внимание. Рассеянность может проявляться:

а) в неспособностик сосредоточению;

б) в чрезмернойконцентрации на одном объекте деятельности;

Рассеянностьбывает двух видов: мнимая и подлинная.Мнимая рассеянность – это невниманиечеловека к окружающим предметам иявлениям, вызванное сосредоточенностьюна каком-то одном предмете (явлении) илипереживании. «При сосредоточенномдумании, – пишит И.П. Павлов, – и увлечениикаким-либо делом мы не видим и не слышим,что около нас происходит – явноотрицательная индукция».

Механизмомрассеянности является наличие мощнойдоминанты – очага воображения в кореголовного мозга, подавляющего все прочиесигналы, поступающие извне. Выделяютученую рассеянность и старческуюрассеянность.

Так называемаяученая рассеянность – это проявлениеочень высокой сосредоточенности вниманияв сочетании с его ограниченным объемом.

В состоянии профессорской рассеянностиход мыслей логически упорядочен и строгонаправлен на достижение идеальной иотдаленной цели или на поиск решениясложной задачи.

Примеры «профессорской»рассеянности обычно находят в жизнеописаниивеликих философов, изобретателей иученых.

К расстройствамвнимания, получившим название старческойрассеянности, относят его слабуюпереключаемость в сочетании с недостаточнойконцентрацией. Внимание человека какбы «залипает» на одном предмете,деятельности или размышления, но приэтом, в отличие от рассеянности«профессорской», такое сосредоточениенеэффективно.

Сходное явлениерассеянности наблюдается в состоянияхдепрессии и тревоги, когда мышлениечеловека долго и непрерывно занятповторяющимися и бесплодными мыслямии образами.

Рассеянностьюнередко называют и легкую истощаемостьвнимания, как следствие болезни,переутомления. У болезненных и ослабленныхдетей подобный вариант рассеянностивстречается нередко.

Такие дети могутнеплохо работать в начале урока илиучебного дня, но вскоре устают, и вниманиеослабевает.

На сегодняшний деньнаблюдается тенденция увеличения числадетей, имеющих различные отклонения всостоянии здоровья и хроническиезаболевания, и, как следствие, нарушениявнимания.

Поверхностное инеустойчивое внимание встречается удошкольников – мечтателей и фантазеров.Такие дети нередко выключаются из урока,уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенкоуказывает еще на одну причину рассеянности- переживание страхов, что мешаетсосредоточиться на нужном задании.Нервные, гиперактивные и болезненныедети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чемспокойные и здоровые.

В каждом случаеприходится разбираться в причинахнарушений и строгость индивидуальныйплан коррекции рассеянности с их учетом.

Причин подлиннорассеянного внимания много. Наиболеераспространенными являются следующие:

– общее ослаблениенервной системы (неврастения)

– ухудшениесостояния здоровья;

– физическое иумственное переутомление;

– наличие тяжелыхпереживания, травм;

– эмоциональнаяперегрузка вследствие большого количествавпечатлений (положительных и отрицательных);

– недостаткивоспитания (например, в условияхгиперопеки ребенок, получающий слишкоммного словесных указаний, большой объеминформации, привыкает к постояннойсмене впечатлений, и его вниманиестановится поверхностным, не формируетсянаблюдательность и концентрациявнимания);

– нарушения режиматруда и отдыха;

– нарушения дыхания(причиной нарушения правильного дыханиямогут быть аденоиды, хроническиетонзиллиты и т.д. ребенок, который дышитртом, дышит неглубоко, поверхностно,его мозг не обогащается кислородом, чтоотрицательно влияет на работоспособность,низкая работоспособность мешаетконцентрации его внимания на объектахи вызывает рассеянность) – чрезмернаяподвижность;

Чрезмернаяподвижность внимания – постоянныйпереход от одного объекта к другому, отодной

деятельности кдругой при низкой эффективности.

Инертность

Инертность внимания- малая подвижность внимания, патологическаяее фиксация на ограниченном кругепредставлений и мыслей.

В детском возрастеочень часто отмечается невнимательность.Невнимательность требует коррекции,если перечисленные ниже признакипроявляются у ребенка в течение шестии более месяцев:

– неумениесосредоточиться на деталях, ошибки поневнимательности;

– неспособностьудерживать внимание и вслушиваться вобращенную к нему речь;

– частая отвлекаемостьна посторонние раздражители;

– беспомощностьв доведении задания до конца;

– отрицательноеотношение к заданиям, требующимнапряжения, забывчивость (ребенок неспособен сохранить в памяти инструкциюк заданию на протяжении его выполнения)

– потеря предметов,необходимых для выполнения задания.

Источник: https://studfile.net/preview/2911746/page:25/

Свойства внимания

Неустойчивое внимание

1. Концентрация (сосредоточенность) – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряжённости несколько повышается, а при высокой – понижается). Обычно концентрация связана с глубоким интересом к деятельности, какому-либо событию, факту.

Показателем её интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребёнок собирает новый конструктор.

Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течёт время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать – он не отвечает, а порой даже и не слышит.

2. Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или явлении.

Противоположностью устойчивого внимания является неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. При неподвижном, неизменяющемся объекте – 5 сек., при активном действии с предметом – 15 сек.

В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи (поэтому необходимо экспериментальная, поисковая деятельность), а также связано с преодолением трудностей, связанных с положительными эмоциями.

Устойчивость зависит от следующих причин:

§ индивидуальные физиологические особенности человека, в частности свойства его нервной системы (например, люди со слабой нервной системой или перевозбуждённые могут довольно быстро утомиться, становятся импульсивными, внимание – колеблется; при плохом самочувствии – аналогично);

§ психическое состояние (возбудимость, заторможенность и т.п.);

§ соотнесение с мотивами (наличие или отсутствие интереса к предмету деятельности, его значимости для личности);

§ внешние обстоятельства осуществления деятельности (отсутствие внешних отвлекающих моментов).

3. Объём внимания – это количество информации (объектов), которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно.

Численная характеристика среднего объёма внимания людей 5 +/- 2. во многом зависит от знания объектов (наличия у человека опыта) и их связей друг с другом (объединение объектов по смыслу, группировки, от их расположения ).

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, чтобы обратить внимание на рекламный щит и запомнить его, необходимо, чтобы на рекламе было не более 5 слов, а если их больше, то самые важные слова выделять ярче, но их не должно превышать 4-6.

4. Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них своё внимание.

Чтобы успешно выполнить одновременно две работы, хотя бы одна из них должна быть хорошо знакома, чтобы она выполнялась автоматически, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал её сознательно.

В этом случае основное внимание уделяется второй работе (например, авиадиспетчер, оператор; водитель может одновременно совершать 42 операции: наблюдать за дорогой, оценивать дорожную ситуацию, переключать скорости и т.д. Историки утверждают, что Гай Юлий Цезарь и Наполеон могли выполнять сразу несколько дел.

В 1887 г. французский психолог Полан демонстрировал свои способности: читал слушателям одно стихотворение и в то же время писал другое. Он одновременно декламировал стихи, письменно выполнял сложные умножения.

У педагога тоже должно быть хорошо развито распределение внимания: одновременно видеть всех детей и каждого ребёнка в отдельности, объяснять (играть), рисовать и следить, чтобы никто не отвлекался.

Однако трудно совмещать два вида умственной деятельности.

5. Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой в связи с постановкой новой задачи.

Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект непроизвольно; переключая – ставит цель заняться чем-то другим или отдохнуть.

Переключение зависит:

§ от характера объекта (например, писали контрольную работу – в начале следующего урока трудно переключиться от только что проделанной работы);

§ от привычка переключать внимание (например, в некоторых группах звенит звонок, входит учитель, наблюдается полное переключение на урок; если приучились длительное время не сосредотачиваться на уроке, то переключение происходит медленно);

§ интерес к предмету и осознание его значимости для человека (переключение происходит быстрее);

§ индивидуальные особенности человека, подвижность его нервной системы (переключаемость выше у людей молодого возраста). В состоянии нервно-психического напряжения этот показатель снижается за счёт повышения устойчивости и сосредоточенности.

Различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Так, высокая сосредоточенность может сочетаться со слабой переключаемостью.

Рассеянность внимания и ее виды. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем либо определенном в течении длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному.

Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемое. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадиирует, но с трудом концентрируется.

В результате этого в коре головного мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Причины подлинной рассеянности внимания разнообразны, их знание необходимо, чтобы не укреплять рассеянность, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие вентиляцию легких и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток.

Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности, неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность.

Еще одной причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей.

Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли – один из источников рассеянности внимания учащихся.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и узости внимания.

Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.

Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции.

Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры головного мозга, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире.

Внимательность как черта личности.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека.

Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения.

Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание.

Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Предыдущая70717273747576777879808182838485Следующая

Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 2606; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-21401.html

Как помочь ребенку с неустойчивым вниманием

Неустойчивое внимание

Трудности концентрации, неустойчивости внимания чаще всего сочетаются с импульсивностью и гиперактивностью.

Это сочетание и связанные с ним нарушения поведения – совсем не редкая причина не только недовольства учителей и воспитателей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у детей с первых дней обучения.

Такое сочетание и дает общее, не очень четкое определение – «нарушение поведения». Когда речь идет о нарушениях письма и чтения, то чаще всего дается такая характеристика: «ошибки по невнимательности», «невнимательное чтение».

Главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги, и родители «непослушных», «непоседливых» детей, – «не хочет» или «не может» ребенок вести себя так, как требуют взрослые? К сожалению, большинство родителей и педагогов считают, что ребенок должен «быть послушным».

Причем «послушание» (которое понимается как беспрекословное подчинение требованиям взрослых) – самое важное в поведении ребенка. Тихий, малоактивный ребенок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то, что у него может быть немало проблем. А вот шумный, беспокойный, много говорящий – утомителен и вызывает беспокойство.

Особенно сложно этим детям в коллективе, при четко организованном режиме, в системе достаточно жестких требований. Почти непреодолимые трудности возникают, когда такой ребенок начинает заниматься в группе по подготовке к школе или учиться в школе.

Ребенок НЕ НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить свое поведение по желанию взрослых, и поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребенку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность не очень значимы в дошкольном возрасте, пока дети систематически не занимаются, но с началом занятий в школе нарушения внимания сразу же проявляются.

Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения.

Особенно сложен для них начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко-буквенному анализу.

Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания нарушают этот процесс. Ребенок «схватывает» и запоминает только часть инструкции (задания) и при этом стремится все выполнить быстро.

Вследствие быстрого истощения у детей резко ухудшается почерк в процессе выполнения заданий. Не менее сложен и процесс обучения чтению.

Им трудно сосредоточиться, поэтому они теряют слова, теряют строку, а быстрое истощение может настолько «разрушить» внимание, что чтение становится просто невозможным.

Важно отметить: чем больше ребенок нервничает, боится ошибок, плохих тем хуже результат. Страх неудачи ещё больше снижает возможности ребенка контролировать свои действия.

Итак, ребенок не может сохранить внимание на несколько минут, однако во время любимых занятий и игр, с которыми ему удается успешно справляться, он удерживает внимание и занимается любимым делом достаточно длительное время.

Почему? Да потому что деятельность по силам позволяет почувствовать успех, удовольствие. Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребенка, оказывают на неё стимулирующее влияние.

Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.

Важно отметить, что большинство детей с неустойчивым вниманием имеют хорошие интеллектуальные способности, но во время занятий и уроков им сложно справиться с заданиями не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации деятельности.

Как помочь ребенку с неустойчивым вниманием?

1. Необходимо научиться общаться с непоседой: это и поможет воспитателям при выполнении домашних заданий. Рассмотрим некоторые рекомендации:

  • Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость. Выражения типа «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел» повторяемые несколько раз в день бессмысленны. Ребенок просто перестает из слышать.
  • Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).

2. Постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.

  • Посадите ребенка за первую парту, чтобы он был на виду, и у него было меньше причин отвлекаться.
  • Научите ребенка обращаться за помощью. Часто дети не знают, как это сделать, и стесняются обращаться.
  • Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция ясной и однозначной: ребенок не поймет сложных заданий и длинных предложений. Убедитесь, что в задании понятно каждое слово. И не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребенок слушает вас.
  • Чтобы обратить на себя внимание ребенка, используйте систему жестов, мимику, дополнительные средства (например, положите свою руку на руку ребенка). Внимание можно привлечь и словами, постукиванием карандаша. Важно, чтобы это был один и тот же знак, чтобы он был приятен маленькому ученику и не вызывал у него раздражения.
  • В ходе работы можно использовать систему четких и коротких указаний «Слушай», «Запомни», «Не торопись», «Подумай». Тон – доброжелательный, мягкий. Старайтесь избегать слов: «Неправильно», «Не так», «Не стараешься»; целесообразнее говорить «Давай внимательно посмотрим», «Попробуем сделать ещё раз», «Уже лучше, я знаю, у тебя все получится» и т.п.
  • Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
  • Если задание большое, разделите его на части и к каждой из них дайте новую инструкцию. Начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания.
  • Если что-то из работы необходимо отложить до завтра, стоит записать это задание.
  • Всем детям необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания – это придает им уверенность и стимулирует продолжение работы.

Есть ещё один способ индивидуальной работы с детьми с неустойчивым вниманием, особенно эффективный при обучении письму. Он состоит в определенной последовательности действий, которые выполняют взрослый и ребенок:

  1. Взрослый объясняет задание. Инструкция краткая и четкая.

  2. Ребенок повторяет задание. Важно, чтобы он точно повторил все условия.

  3. Взрослый объясняет, как нужно выполнить задание (с чего начать, что делать дальше, как закончить и т.п.), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.

  4. Взрослый ещё раз повторяет последовательность выполнения задания и показывает, как это делать.

  5. Ребенок повторяет последовательность выполнения задания (если есть ошибки, повторить п.4).

  6. Ребенок диктует взрослому последовательность выполнения задания, а взрослый выполняет задание. Ребенок контролирует ход выполнения задания.

  7. Ребенок самостоятельно выполняет задание и оценивает его (если в этом случае есть ошибки, можно предложить аналогичное задание и выполнить его в той же последовательности).

То есть, ребенку с дефицитом внимания помогает внешнее опосредование деятельности, или речевая инструкция, которая сопровождает его деятельность. Необходимо просить ребенка проговаривать алгоритм своих действий.

Наблюдая за ребенком, вы отмечаете, что во время самостоятельных занятий он отвлекается и не реагирует на ваши замечания, то используйте тактику привлечения внимания:

  • Контакт «глаза в глаза»;
  • Прикосновение (поглаживание);
  • Создание условий, способствующих спокойной обстановке (снять внешние раздражители);
  • Соблюдайте продолжительность непрерывного выполнения заданий – не больше 3-5 минут – и общую продолжительность занятия – 20 минут.
  • Не торопите ребенка, пусть работает медленно. Постарайтесь каждый раз найти за что его похвалить. При неудаче повторяйте задания, давайте аналогичные;
  • Никогда не начинайте с трудных заданий. Очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка похвалой, так как уверенность в правильности выполнения помогает ему.

Источник: https://infourok.ru/kak-pomoch-rebenku-s-neustoychivim-vnimaniem-2783278.html

Причины потери концентрации внимания у человека – Саморазвитие

Неустойчивое внимание

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается по 30-50 мг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Источник: https://donpi.ru/otnosheniya/prichiny-poteri-kontsentratsii-vnimaniya-u-cheloveka.html

Нарушение внимания в психологии: кратко, расстройства и виды

Неустойчивое внимание

Внимание — важная когнитивная функция психики, помогающая человеку познавать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Нарушение внимания в психологии — процесс, при котором эта когнитивная функция снижается. Поскольку патология влияет на качество жизни, важно знать симптомы ее основных проявлений и проходить диагностику у специалистов.

Виды

Выделяют 3 вида расстройств, которые влияют на качество, объем и скорость обработки информации:

  1. Снижение устойчивости. Когда концентрация внимания снижается, начинается и ухудшение устойчивости. Эти процессы связаны. Сначала возникают сложности с непроизвольным вниманием, но вскоре человек обнаруживает, что не может целенаправленно сфокусироваться на объекте. Снижение устойчивости затрудняет познавательную деятельность, вызывает проблемы в мышлении. Особенно заметным и сильным снижение становится к концу насыщенного учебного или рабочего дня, в течение которого требовалась усиленная концентрация.
  2. Уменьшение объема. Это явление не позволяет оценивать предмет целостно, снижая способность человека отмечать детали. Он видит предмет фрагментарно, замечая цвет и размер, но не замечая его формы. При рассматривании нескольких предметов внимание фокусируется только на одном из них, или переключается с одного на другой, но отмечаются только отдельные детали. Например, человек может заметить, что одна часть предметов — синего цвета, а другая — зеленого, но назвать их количество он не сможет.
  3. Нарушение переключения. При неспособности распределять внимание между предметами человек теряет способность адекватно реагировать на изменения. Частая смена объектов вызывает чувство заторможенности или панику: человек видит предметы, но не в состоянии вовремя сфокусироваться на нужном. Так, ребенок с подобным нарушением не может выбрать из ряда предметов названный учителем, потому что он уже сфокусировался на том, который он заметил первым.

Помимо основных патологий также отмечают побочные, дополняющие или сопровождающие нарушения внимания. Эти отклонения называют синдромами.

Синдромы нарушения внимания

Типы:

  1. Рассеянность — снижение концентрации, способности сосредотачиваться и переходить от одного предмета к другому, задерживаясь на каждом из них. Чаще имеет временный характер и проявляется при повышенной утомляемости, астении, неврозе, депрессии.
  2. Повышенная отвлекаемость — активное хаотичное перемещение внимания. Человек с таким синдромом начинает несколько дел одновременно, но не доводит их до конца. Наблюдается при маниакальных состояниях.
  3. Инертность — заторможенность внимания, снижение функции переключения. Человек фокусируется на предмете, и не может отвлечься от него.

Согласно одной из классификаций, к синдромам нарушения внимания относится апрозексия — полная потеря внимания.

Психические и физиологические причины развития патологий

На развитие патологий памяти влияют заболевания головного мозга. Это могут быть как дегенеративные процессы (прогрессирующая болезнь), так и нейроэндокринные дефекты (врожденная или приобретенная особенность). Часто причина развития патологии — психотическое расстройство. К таким заболеваниям относятся:

  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • неврастения;
  • невроз.

Одно из типичных заболеваний, проявляющихся в раннем детском возрасте — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок не способен контролировать свои действия и долго находиться на одном месте. Его нельзя увлечь игрой и другой однообразной деятельностью. Он хаотично двигается, разбрасывает игрушки, капризен и часто агрессивен.

Проблемы с концентрацией могут возникнуть в стрессовой ситуации. Чаще они проходят самостоятельно, как только заканчивается воздействие стресс-фактора, но могут перейти в хроническую форму. В этом случае потребуется лечение.

Основные симптомы

Нарушения внимания невозможно не заметить: симптомы проявляются ярко и доставляют человеку неудобства. Иногда они могут представлять серьезную опасность для жизни индивида. Основные симптомы расстройств внимания в психологии:

  1. Неспособность сконцентрироваться на раздражителе. Если предмет воздействует на человека, но он этого не замечает — можно говорить об опасной степени снижения концентрации. В таком состоянии человек не способен обдумывать свои действия, его внимание существует как бы отдельно. Оно переходит с предмета на предмет, ни на чем не задерживаясь.
  2. Расплывчатость мыслей. Человек отмечает, что его мысли путаются, он не может вспомнить, о чем только что думал. Такое состояние сопровождается потерей интереса к окружающему миру, сильным чувством усталости и истощения.
  3. Рассеянность. Снижение концентрации вызвано внутренним напряжением. Индивид слишком сосредоточен на переживаниях или размышлениях. Это блокирует способность замечать происходящее вокруг.
  4. Вынужденная монотонность. Когда человек продолжительное время выполняет один вид деятельности (например, долго ведет машину), все познавательные функции снижаются. Когда деятельность прекращается, усталость не позволяет вниманию функционировать нормально.
  5. Уменьшение объема данных. Человек не может полноценно оперировать информацией, поступающей извне, поскольку его внимание не переключается на новый источник. Например, получая задание из трех пунктов, человек выполняет только один, «забывая» об остальных. Он путает мысли и воспоминания, в разговоре часто внезапно замолкает, не может вспомнить нужное слово. Также он может проехать на красный свет, потому что объем внимания вмещает только состояние дороги, а светофор — нет.
  6. Нарушение устойчивости и глубины. Больному с такими нарушениями сложно соблюдать последовательность действий. Он теряется, не зная с чего начать, и пробует разные подходы, но выполнить задание полностью не может. В разговоре он перескакивает с темы на тему. Не отвечает на заданный вопрос, потому что сразу его забывает. Чем ярче раздражители, тем быстрее переключается фокус и часто человек просто выпадает из реальности.
  7. Избыточная истощаемость. Способность концентрировать внимание снижена, истощаемость наступает быстрее обычного. Человек часто меняет вид деятельности. Если это невозможно, он быстро устает, раздражается, становится нервным и непоседливым. Избыточная истощаемость может быть врожденной особенностью или проявиться как симптом заболевания.
  8. Тугоподвижность. Этот симптом появляется, когда у человека снижена способность быстро и регулярно переключать внимание. Он застревает, подолгу возвращаясь к одной теме беседы или работая с одним предметом. Потребность переключиться вызывает панику, желание отказаться от деятельности.

Кратковременное появление симптомов характерно даже для здоровых людей. После сильного нервного напряжения или сложной работы большинство испытывает один или несколько симптомов. Они не доставляют серьезных проблем и быстро проходят. Если симптомы сохраняются в течение нескольких дней и мешают вести привычный образ жизни, обследование лучше не откладывать.

Возможные последствия

На начальном этапе развития патологий индивид может пытаться их игнорировать, но симптомы будут сказываться на его работоспособности и коммуникационных возможностях. Рассеянность не дает полноценно сосредоточиться на выполнении задания или поддержании разговора.

Это провоцирует раздражительность, общее ухудшение настроения. Чем дольше человек будет затягивать с обследованием, тем больше времени потребуется для лечения.

При возрастных особенностях развития лечение не требуется. Расстройства детей обусловлены недостаточным уровнем развития когнитивных функций. По мере взросления ребенок перерастет негативные симптомы и не будет испытывать проблемы с концентрацией.

Если критический возраст прошел, а симптомы остались, консультация психотерапевта обязательна. В подростковом возрасте большинство проблем с вниманием можно купировать и не допустить перехода заболевания в хроническую форму.

Диагностика

Поскольку причины нарушения разнообразны, обследование должно быть комплексным. Диагностику проводит невролог, психолог или психиатр. Вначале больного опрашивают, проводят тестирование функций внимания. При подозрении на физиологическую природу заболевания — исследуют головной мозг с помощью МРТ и назначают анализы.

Методы устранения патологических симптомов

Если было установлено, что причиной снижения внимания стало тревожное или депрессивное расстройство, больному подбирают антидепрессанты. Если причина — органическое поражение головного мозга — ноотропы. Снижение концентрации, вызванное стрессом, вылечить медикаментозно не получится, пока не будет устранен источник стресса.

При лечении большое значение имеет режим дня и питание. Больному необходимо придерживаться рекомендованного врачом распорядка и не допускать переутомления.

Профилактические мероприятия

Для ребенка важно соблюдать баланс между подвижными играми и спокойной деятельностью. Желательно приучить его минимум за час до сна не играть в игры, требующие концентрации и эмоционального вовлечения. Важно следить за рационом, добавлять в него витамины и полиненасыщенные жиры, необходимые для нормального развития нервной системы.

Взрослым следует отказаться от вредных привычек и следить за уровнем стресса. Во время работы необходимо делать короткие перерывы, заниматься релаксирующими практиками: визуализацией, медитацией.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/narushenie-vnimaniya.html

ТерапевтОнлайн
Добавить комментарий