Понятие и нормы отклонения

Педагогические отклонения

Понятие и нормы отклонения

Тема. Понятие нормы и отклонения от нормы

В социальной педагогике

Понятие «норма» широко используется в медицине, педагогике, социологии и др.науках. Единого определения нет (в медицине до 200 определений).

Социальные, нравственные нормы зависят от конкретного устройства общества. (курение в США после второй мировой войны – норма, сейчас – ЗОЖ)

Норма – некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующей в ней.

Пример. Идеальный газ в физике. Его нет, но с помощью него можно выявить много законов.

То, что не соответствует норме, называется отклонением.

Понятие «нормы и отклонение от нормы» очень важные в социально педагогике, т.к. характеризуют процесс социализации ребенка.

Типы отклонений

Отклонения делим на 4 группы: физические, психические, педагогические, социальные. Рассмотрим каждую.

1. Физические отклонения– связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Классификации отклонений.

ВОЗ , 1980 приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющих какую-либо деятельность.

ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Существуют и другие классификации отклонений.

2.Психические отклонения – связаны с умственным развитием ребенка.

ЗПР

умственная отсталость ( легкая степень – дебильность, глубокая – идиотия)

нарушения речи ( заикание, нарушения чтения и письма)

нарушения эмоционально-волевой сферы (крайние формы аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении и суицид – попытка к самоубийству)

одаренность – сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.

(Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 его закончил;

Винер- основатель кибе6рнетики в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел ученую степень

Моцарт в 5 лет сочинил свои знаменитые произведения

Китайцы – 60% с абсолютным слухом)

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (1 комиссия на 10.000 детей).

Т.о. эта комиссия так же является субъектом деятельности.

Педагогические отклонения.

Педагогической нормой является стандарт образования и если его ребенок не усвоил, то это может расцениваться как отклонение.

Согласно закону «Об образовании» обязательным является общее среднее образование.

Отклонениями от педагогической нормы считаются :

– дети, не получившие общего среднего образования

– дети, не получившие профессионального образования

1. Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма»

«социальная норма» – это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

На начальном этапе , общество, подчиняясь законам самосохранения вводило социальные ограничения6 мифы, табу (запреты), традиции, религиозные заповеди.

Далее появились правовые и нравственные позиции людей по отношению к отклоняющемуся поведению.

правовые – система штрафов, законов, административная и уголовная ответственность

нравственные (мораль и нравственность) , регуляция – совесть, общественное мнение, воспитание, образование, самовоспитание, самообразование.

Мы рассмотрели 4 вида отклонений. Но практически никогда они не бывают в чистом виде.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», которое интегрирует все 4 вида отклонений.

Для работы социального педагога важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением.

Любая пограничная зона характеризуется определенными искажениями в личностно-деятельностной сфере ребенка и общении. Это нужно вовремя замечать и работать с этим.

Обобщая характеристику различных типов отклонений от нормы, представим их в сводной таблице:

Типы отклонений от нормы

Физические Психические Педагогические Социальные
· болезнь; · нарушения зрения; · нарушения слуха; · нарушения опорно-двигательного аппарата   · задержка психического развития; · умственная отсталость; · нарушения речи · нарушения эмоционально-волевой сферы; · одаренность · отклонения в получении общего образования; · отклонения в получении профессионального образования · сиротство; · отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность  

Теории отклонений

Существуют несколько моделей, в рамках которых рассматривают отклонения:

1. медицинская модель –несоответствие социальной норме рассматривается как патология здоровья.

В рамках этой теории на рубеже 19-20 вв. сформировалась теория социальной полезности людей. Люди с ограниченными возможностями могут осуществлять какую-то простую работу , могут материально себя обеспечивать, а не становиться обузой для государства. Они – источник дешевой рабочей силы.

В этой теории явно прослеживается приоритет государства над личностью.

Идея «более слабый – менее способный» Жизнь инвалидов полностью контролируется здоровыми людьми. Что здоровые люди захотят сделать для инвалидов, тому они и подчинятся.

2.60-е г. 20 в. Социальная модель– в основе теория психоанализа

Был инициирован самими инвалидами, когда они, объединившись в группы стали отстаивать свои права.

Идея – ограниченные возможности человеку обуславливает не болезнь, а общество. Ограничение возможностей вызвано отношением людей к этому человеку, а также барьерами, которые существуют в окружающей среде, рассчитанной на здоровых людей.

Ограниченные возможности – результат социальной, экономической, политической дискриминации таких людей.

В рамках социальной модели отклоняющееся поведение стало рассматриваться во взаимосвязи с процессами воспитания, точнее с семейным неблагополучием, недостаточной педагогической культурой родителей и т.д.

Следовательно, социальная модель позволила рассматривать поведение ребенка не только как отклоняющееся, но и корректирующее.

Типы девиаций

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми.

Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру.

Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

– дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

– дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

– социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;

– подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

– подростки сексуально распущенного поведения;

– подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

– агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

– корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

– распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения.

Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения.

Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

– видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);

– уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;

– внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

– ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др).

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 4092 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/14-69972.html

Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. Виды отклонений

Понятие и нормы отклонения

Психи́ческое здоро́вье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

Слово «норма» от латинского правило, образец — установленная мера, средняя величина чего-либо.

Д.Б. Элъконин утверждал, что норма — это тот высший уровень достижений, который может случиться, если я начинаю действовать (если я не действую, то этого не случится).

Л. Пожар предлагает следующие критерии нормальности. Ребенок считается нормальным:

– когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста;

-когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим направлением, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции;

-когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими его актуальные формы поведения.

https://www.youtube.com/watch?v=biH1rQEshU8

Обращение к проблеме нормы и отклонений от нее является традици­онным для психологии. В классической литературе можно встретить указания на то, что в целом норма и патология (отклонения) – понятия социальные.

С проблемой нормы тесно связана проблема нормативности развития. По Л.С. Выготскому, нормативность раз­вития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития. При оценке соответствия уровня развития «возрастной норме» необходимо учитывать три характеристики:

1) особенности социальной ситуации развития (тип образовательного учреждения, круг общения ребенка и т.п.);

2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;

3) уровень развития ведущей деятельности как деятельности, играю­щей решающую роль в развитии.

Понятие отклонения в развитии

Следующий ключевой вопрос темы – понятие «отклонение». В разных источниках встречается неодинаковые подходы к использованию терминологии. Пытаясь разрешить многие авторы предпочитают исполь­зовать термины «аномалия», «патология», «нарушения в развитии» и др.

Но в целом, употребляемые термины призваны акцентировать внимание на отклонении от различного вида норм. Так или иначе, но единого общепринятого подхода к терминологии на данный момент не существует. В целом нару­шенное развитие принято называть дизонтогенезом.

Любое нарушение в развитии имеет свою причину, но сама эта причина может оставаться неизвестной или не до конца понятой.

Познание причин и механизмов нарушенного развития представляет собой ключевой момент предупреждения, профилактики самых разнообразных вариантов отклоне­ний в развитии у детей.

К причинам можно отнести следующие группы:

1. Перенатальный период – патологию наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности: токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, а несовместимость крови матери и плода и др.

2. Постнатальный период – многообразные инфекционные и вирусные заболевания, наряду с черепно-мозговыми травмами, могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии.

3. Социально-психологические факторы не менее разнообразны и опасны. К их числу можно отнести отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального теп­ла, бедную в сенсорном отношении среду, неправильное воспитание, без­душное и жестокое отношение и пр.

Виды отклонений:

Психолого – педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами развития возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский, В.А. Лапшин, Б.

П. Пузанов, О.Н. Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза, обозначающего различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Им представлены следующие варианты дизонтогенеза:

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития – олигофрения.

2. Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

3. Поврежденное развитие. В основе поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы. Однако патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах развития (2 – 3 года).

4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно – двигательного аппарата).

5. Искаженное развитие. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в “уходе” в свой внутренний мир.

6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорция психического развития в эмоционально – волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития – психопатия и патологическое формирование личности.

Источник: https://poisk-ru.ru/s976t5.html

Понятие нормы и отклонения в педагогике

Понятие и нормы отклонения

Понятие нормы существует в любом обществе, вне зависимости от стадии его развития и процветания, экономического успеха и т.д. Понимание нормы необходимо для того, чтобы определять различные отклонения в психическом, физическом и социальном развитии.

Определение 1

Норма – это определенный образец, правило, мера дозволенного (обязательного или допустимого) поведения или деятельности.

По своему содержанию понимание «нормы» включает в себя то, что установлено или сложилось на конкретном этапе развития данного общества. Также под нормой понимают должное поведение, отношения и деятельность.

Таким образом, в общем, норма – это условное обозначение конкретной объективной реальности, общепринятый среднестатистический показатель, который характеризует реальную действительность и при этом не существует в ней.

По-своему норма, это то, чего нет в природе, но к чему стремится каждый. Кроме того, несмотря на то, что норма является общепринятым условным обозначением, довольно часто у каждого свое понимание и восприятие нормы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В настоящее время в современной педагогике существует проблема определения нормы и ее вариантов. Принято выделять следующие вопросы, касающиеся определения и установления нормы:

  • норма реакции (сенсорной, моторной)
  • норма когнитивной функции (память, мышление, восприятие)
  • норма регуляции
  • норма личности
  • эмоциональная норма
  • нормы половых различий
  • нормы возрастных различий

Таким образом, понятие нормы является относительно постоянным, а его содержание во многом зависит от культуры, меняющейся с течением времени и развитием общества.

В различных науках, занимающихся изучением развития человека (психология, педагогика, медицина и т.д.), свои показатели, характеристики и параметры нормы. Несмотря на это, отклонение от нормы, в рамках любой из наук принято называть аномалией.

Аномалия – (от греч.) отклонение.

Понимание нормы и отклонения необходимо для того, чтобы выделить ту точку отсчета, относительно которой представляется возможность уточнить причины, вызывающие различного рода отклонения, выяснить, как именно они влияют на процесс воспитания, обучения и социализации ребенка. Данная информация в педагогике является ценной, так как на ее основании педагог выстраивает практическую работу с детьми в рамках педагогического процесса.

Отклонения и их причины

Замечание 1

Отклонение от нормы (девиация) – нарушение принятых и сложившихся в социуме норм и правил поведения, деятельности и т.д.

Отклонения принято подразделять на:

  • Положительные: предприимчивость, талант и т.п.
  • Отрицательные: умственная отсталость, недоразвитость и т.п.

Основные причины отклонений:

  1. Физические нарушения развития (недоразвитость органов и систем, болезни, врожденные аномалии и т.д.)
  2. Психические нарушения развития (задержка в развитии, различные виды и типы умственной отсталости, речевые нарушения, либо напротив одаренность, талант в какой-либо сфере деятельности и т.д.).
  3. Педагогические причины – неполучение или недополучение необходимого уровня образования, вызванное невозможностью его получения в силу жизненных обстоятельств (беженцы), либо нежеланием учиться (бродяжничество).
  4. Социальные причины – нарушение общепринятых норм поведения, деятельности, морали (алкоголизм, наркомания, преступность и т.д.).

В настоящее время, отклонения принято делить на четыре основные группы: психические, физические, социальные и педагогические. Группа отклонения зависит от того, какими причинами оно вызвано.

Физические отклонения – связаны с уровнем здоровья человека, отклонение от нормы определяется посредством медицинского обследования (измерение роста, веса, объема и т.д.). Физические отклонения могут быть вызваны наследственными факторами, либо внешними обстоятельствами.

Физические отклонения делятся на:

  • Недуг – затруднения в деятельности
  • Ограниченная возможность – определенные ограничения в деятельности
  • Инвалидность – недееспособность

Дети, имеющие недуг или ограниченные возможности, получают образовательные услуги в индивидуальном порядке (домашнее обучение), либо в рамках инклюзивного обучения.

Отклонения в физическом развитии могут быть связаны с нарушением зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.

Психические отклонения – связаны с умственным развитием ребенка, возможными недостатками психики.

К данному виду отклонений относятся: задержка психического развития (ЗПР), различные виды умственной отсталости (олигофрения, идиотия и т.п.), нарушения эмоционально-волевой сферы.

Замечание 2

В особую группу отклонений принято относить детей с различными видами одаренности.

Педагогические отклонения – связаны с достижениями образовательных стандартов, которые определяют уровень образованности человека.

Согласно образовательным стандартам, каждый ребенок должен получить необходимый уровень образования, пройдя ряд ступеней образования, часть из которых является обязательной. Получение образования начинается с дошкольного, далее школьное, послешкольное (по желанию и на выбор ребенка). К послешкольному относятся – ВУЗы, СУЗы и т.

д. Согласно действующему на территории России законодательству (ФЗ РФ «Об образовании»), обязательным для получения является общее среднее образование (9 классов общеобразовательной школы). Однако, в настоящее время есть дети, которые не получили данное образование по ряду причин (беженцы, дети из неблагополучных семей и т.п.).

Социальные отклонения – связаны с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.

В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом, обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/ponyatie_normy_i_otkloneniya_v_pedagogike/

Понятие нормы и отклонения, виды норм

Понятие и нормы отклонения

Слово «норма» от латинского правило, образец — установленная мера, средняя величина чего-либо.

А.Ф.Ануфриев, изучив контексты использования термина «норма» в психологии, выделил следующие виды норм: статистическая, функциональная или норма как оптимальное состояние объекта, конвенциональная, социокультурная, норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий), норма как описательная характеристика (положительный логический критерий); идеальная норма.

Статистическая норма – такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним количественно-качественным показателям, полученным при обследовании пред­ставительной группы популяции людей одного возраста, пола, культуры и т.д.

Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психичес­ких качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка. Статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества, расположенных около среднего арифметического.

Показатели, выходящие за установленные границы считаются ненормальными.

Недостатки статистического толкования нормы:

– – Редко встречающееся значение признака рассматривается как аномальное: так при статистическом подходе одаренность, наряду с умственной отсталостью, рассматривается как отклонение от нормы. Статистически определяемая норма не позволяет переносить результаты на другие условия, она имеет ситуативный характер;

– Статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и больше показателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границы нормы, а их объединение сузит диапазон нормы, взятой одновременно по двум и более показателям;

– Статистическое толкование нормы не обеспечивает содержание толкования самого понятия;

– Не все функции, процессу и явления можно выразить в количественном виде;

– При таком подходе к норме теряются индивидуальные варианты развития, рассмотрение которых значительно обогащает научный подход к исследованию проблем психического развития.

В основе функциональной нормы лежит представление о неповторимо­сти пути развития каждого человека, а так же о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным на­правлением развития каждого человека. Этот подход к норме заимствован из медицины и рассматривается еще как оптимальное состояние объекта.

Функциональная норма – это индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной ра­боты с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений.

При данном подходе норма – это состояние, когда в процессе самостоятель­ного развития или в результате коррекционно-развивающей работы наблю­дается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные по­требности и при этом удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это понятие нормы тесно связано с понятием адаптации.

Конвенциональная норма. Этот подход пришел в психологию из юриспруденции. Это норма как результат общественного согласия. Данное пони­мание нормы часто используется в социальной психлогии. Именно это на­правление изучает социальные нормы, отклонение от которых рассматривается как девиантное поведение.

Социокультурная норма представляет соотношение проявлений отдель­ного субъекта существующим в данной культуре на определенном времен­ном этапе представлениям о норме. В рамках этого понимания нормы про­блема нормы и патологии (отклонения) решается в контексте определенного времени и культуры.

Оценка одного и того же явления в один и тот же момент времени, но в разных культурах может быть различной: то, что будет нормой для одной, будет патологией для другой. Кроме того, в одной и той же культуре, но в разное время подход к оценке того или иного явления как нормального или ненормального может существенно изменяться.

Проблема соответствия или не соответствия социокультурной норме нередко является поводом для обращения к психологу.

Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). Такой подход пришел в психологию из психиатрии. Содержательно понятие «нормы» при таком подходе не существует.

При этом подходе норма и отклонение рассматриваются как два конца одного континуума: психически здоровый человек имеет в зачаточном виде скрытые признаки патологии и соответствует норме до тех пор, пока эти признаки в своем выражении не превосходят положенных границ.

Поэтому описываются признаки патоло­гии, отсутствие которых и обозначает норму.

В связи с этим подходом к понятию нормы, в психологии, психиатрии появляется еще один термин – «пограничное состояние».Пограничным принято считать такое состояние, которое находится на границе нормы и патологии (или отклонения).

Примером может служить акцентуация харак­тера. У каждого человека есть характер – совокупность устойчивых инди­видуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности и общении и обусловливает типичные для нее способы пове­дения. Это норма.

Но чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, являющаяся акцентуацией характера, представляет крайнюю границу нормы.

Акцентуация граничит с психопатиями – патологиями характера, при которой у человека наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Описательная характеристика нормы (положительный логический критерий) предполагает набор признаков здоровья, ориентация на которые и определяет состояние нормы или отклонения от нее.

Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях.

В работах Л.С. Выготского норма предстает как теоретический конструкт.

Он разрабатывает понятие «психологический возраст», под которым понимает «тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период». Норма – последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Д.Б. Элъконин утверждал, что норма — это тот высший уровень достижений, который может случиться, если я начинаю действовать (если я не действую, то этого не случится).

Л. Пожар предлагает следующие критерии нормальности. Ребенок считается нормальным:

– когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста;

– когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим направлением, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая различные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

– когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими его актуальные формы поведения и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Таким образом, в подходе Л. Пожара сочетаются несколько видов уже ранее рассмотренных подходов к понятию нормы.

Обращение к проблеме нормы и отклонений от нее является традици­онным для психологии (и особенно возрастной). В классической литературе можно встретить указания на то, что в целом норма и патология (отклонения) – понятия социальные. Об этом писал К.Юнг в «Тэвистокских лекциях», К. Хорни в «Невротической личности нашего времени».

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 265 | Нарушение авторских прав

| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-24942.html

Понятия «норма», «отклонения от нормы»

Понятие и нормы отклонения

Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы.

То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение». Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом.

Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическуюпредпри-имчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Мегафакторы социализации

Выдающиеся русские ученые (психиатр В. М. Бехтерев, геофизик П. П. Лазарев, биофизик А. Л. Чижевский) первой трети XX в. отмечали, что «изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно… дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества». А. Л.

Чижевский определил, что активные процессы, происходящие на Солнце, совпадают с судьбоносными событиями в жизни человечества (например: открытие Америки, революционные движения в Англии, Франции и России и др.) Эта зависимость наблюдается и в жизни крупных исторических деятелей.

Планета – понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, близкое по форме к шару, получающее свет и тепло от Солнца и вращающееся вокруг него по эллипсу. На одной из крупных планет – Земле – в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир – понятие в данном случае социолого-по-литологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, живущее на нашей планете. Органичная взаимосвязь планеты и мира объясняется тем, что мир возник и начал развиваться в природно-климатических условиях, во многом отличающих Землю от других планет. Планета постепенно изменялась по мере развития мира.

В XX в влияние мира стало ярко выраженным, происходили глобальные процессы и проблемы: экологические (загрязнение атмосферы и др.

), экономические (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).

В результате развития средств массовой коммуникации стало возможным влияние планеты и мира на процесс социализации, так как средства массовой информации позволяют человеку, «сидя дома», видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым расширились границы действительности. Следствием этого стало изменение в восприятии жизни. Наличие и роль мегафакторов социализации не стоит забывать, их надо учитывать, определяя задачи, цели и содержание воспитания.

Влияние макро факторов на процесс социализации: страна, этнос

Страна – феномен географически-культурный. Обычно территория, на которой расположена какая-либо страна, выделяется по географическому положению, климатическим условиям и имеет свои четкие границы. Страна может иметь полный или ограниченный суверенитет, иногда она находится под властью другой страны.

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение к преодолению существующих трудностей либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны. Геоклиматические условия, т. е.

климат, рельеф, влияют на состояние здоровья жителей страны, распространение ряда болезней, наконец на становление этнических особенностей ее жителей. Являясь своеобразными рамками социализации, природно-климатические условия не играют в ней главной роли, а лишь определяют своеобразные особенности процесса социализации, тесно связываясь с другими факторами.

Но все же как объективные условия страны они влияют на социализацию человека, их используют и учитывают сложившиеся в стране этносы, общественность и государство.

Этнос (или нация) – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но мы будем употреблять их как синонимы).

Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной. Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. В течение многих веков различные нации формировались и развивались на своей этнической территории.

Признание биологической составляющей этнической принадлежности, не сопровождаемое утверждениями о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другими (что является расизмом, шовинизмом, фашизмом), лишь констатирует глубинные основания этнических различий, но не утверждает преобладания этих различий в психике и поведении конкретного современного человека.

В повседневной жизни более значительную роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей. В современном мире национальная принадлежность человека в большой мере определяется языком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой – не следует и абсолютизировать.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 329;

Источник: https://studopedia.net/3_86598_ponyatiya-norma-otkloneniya-ot-normi.html

ТерапевтОнлайн
Добавить комментарий